menu

08:19
"Язык - живая связь времен" - устный журнал

26 апреля в Верхнеигнашкинском сельском Доме культуры прошел устный журнал «Язык – живая связь времен», посвященный Дню чувашского языка.  

Подготовили и провели его учащиеся Верхнеигнашкинской средней школы под руководством Александровой Антонины Ивановны, совместно с библиотекой и сельским Домом культуры. Были приглашены почетные гости: Председатель Грачевской чувашской национально-культурной автономии Рыбаков Николай Алексеевич и участницы группы «Нарспи» ныне уже находящиеся на заслуженном отдыхе.

Состоял устный журнал из трех страниц, первая из которых рассказывала о великом просветителе чувашского народа Яковлеве Иване Яковлевиче, который, говоря словами его сына Яковлева А.И., поистине «был даром судьбы чувашскому народу в темное и глухое время. Чувашский народ показал в нем, до какой умственной высоты он может подняться, начав восхождение непосредственно от сохи и бороны…»

174 года тому назад в одной из деревень Симбирской губернии родился мальчик – будущий чувашский педагог, демократ и просветитель И.Я. Яковлев. Ныне его день рождения отмечается как праздник дружбы и духовного единения народов России. 

Деревня, где 25 апреля 1848 года родился И.Я.Яковлев, называется Кошки – Новотимбаево. Она расположена в живописной местности на правом берегу реки Кильна, впадающей в Свиягу.
Еще, будучи грудным ребенком, Иван осиротел. Его мать – Анастасия – умерла на второй день его рождения. Отца он не знал. Фамилия и отчество даны были Ване при крещении по крепостному крестьянину Якову Яковлеву. Его приняла и воспитала семья удельного крестьянина Кириллова (в воспоминаниях И.Я. Яковлева - Пахомова) из той же деревни. Глава семьи, дед Пахом, был слепой, и Иван, немного повзрослев, стал его поводырем. 
Как в большинстве крестьянских семей того времени, в семье Пахомовых детей с малых лет приучали к труду: «часто по ночам, - вспоминает И.Я. Яковлев,- я пас лошадей с другими мальчиками деревни Кошки, ездил со старшими в город Тетюши летом и осенью, когда туда возились для продажи огурцы, картофель. Бороновал поле, сидя верхом на лошади, жал рожь, косил. Водил лошадей на водопой».
При этом, как вспоминает И.Я. Яковлев: «в раннем детстве я был больным, хилым, тщедушным, малорослым, молчаливым ребенком». Вот, что записано в книге И.Я. Яковлева «Моя жизнь»: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились, как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая. Только, когда мне исполнилось лет 17, то есть, когда я уже учился в гимназии, увидев свою метрику о рождении и крещении, я узнал, что это не родная моя семья ». 
Когда Ване исполнилось 8 лет, его отправили в удельную начальную школу в село Бурундуки. Иван Яковлев обладал хорошей памятью, был смышленым, поэтому учеба давалась ему легко. В этой школе он проучился четыре года (с 1856 по 1860 гг.). Вскоре его перевели в только что открытые землемеро-таксаторские классы, которые готовили таксаторов-оценщиков земли, леса, землемеров.
По окончании этих классов Иван Яковлев работал землемером в разных местах поволжских губерний, населенных русскими, чувашами, татарами. В семье управляющего имениями княгини Долгоруковой поляка О.Л. Коссинского он впервые увидел, что у поляков, как у русских и татар, есть книги на родном языке. «Почему же, думалось мне, - вспоминает Яковлев, - нет таких книг на чувашском языке у чуваш?.. Мне было досадно и обидно».

 

У Коссинского Иван заработал значительную сумму денег. Он решил, используя их, получить образование в гимназии и университете, чтобы осуществить свое стремление дать чувашскому народу возможность писать и читать на родном языке. Таким образом, определилась у него великая цель всей жизни.

В 1867 году И.Я. Яковлеву удалось осуществить мечту о поступлении в Симбирскую гимназию.
Во время учебы окончательно окрепло решение относительно просвещения чуваш и необходимости создания для них с этой целью чувашской школы. В октябре 1868 года Яковлев открыл в городе Симбирск частную школу, пригласив на учебу А.В. Рекеева, а затем и других. Ко времени окончания гимназии с золотой медалью в 1870 году в этой школе обучалось четыре мальчика, которых содержал Иван Яковлевич на средства, добываемые частными уроками и на пожертвования.
В благородном деле просвещения неоценимую помощь И.Я. Яковлеву оказывали И.Н. Ульянов, Н.А. Бобровников, другие педагоги. Благодаря всесторонней помощи Ильи Николаевича Ульянова Симбирская чувашская школа, постепенно развиваясь, превратилась в среднее педагогическое учебное заведение. В 1920 году она была преобразована в Чувашский институт народного образования - первый вуз в истории чувашского народа.
В Симбирской школе учились дети разных возрастов. В учительскую школу принимали с 12 лет, а в начальные школы при них - с 9 лет. Поступали сюда представители многих народов. 25 % учащихся составляли русские. Предпочтение отдавалось крестьянским детям, которые, получив образование, возвращались в свою среду для распространения научных знаний: Все это способствовало быстрому росту авторитета школы среди народа, превращению в культурный центр чувашского народа, желающих поступить в школу с каждым годом становилось всё больше и больше. Яковлев заранее предупреждал , что школа принимает только тех , кто идет «работать в школу не из-за денег и других материальных выгод , а так сказать, по убеждению , для того , главным образом ,чтобы принести пользу народу чувашскому , а значит и русскому».
Симбирская чувашская учительская школа под руководством Ивана Яковлевича Яковлева внесла огромный вклад в подготовку учительских кадров для начальных школ. Начавшись с одного ученика, она к 1917 году выпустила более 1200 учителей. Имена её лучших воспитанников стали известны всей Чувашской Республике и далеко за её пределами.

Первым из чувашей поступил И.Я. Яковлев в Казанский государственный университет. Здесь он учился в 1870-1875 годах.

В августе 1870 года, отбывая на учёбу в Казанский университет, И.Яковлев просил директора Симбирской губернии И.В. Вишневского поддержать его школу материально и морально. Вначале она была оставлена на попечение Вишневского, но вскоре перешла под ведение инспектора народных училищ Симбирской губернии, видного педагога-демократа И.Н. Ульянова, который в 1871 году добился её принятия на государственное содержание.
В книге «Моя жизнь» Яковлев описывает годы учебы в университете, вспоминает людей, с которыми познакомился. На первом курсе университета ему выпало великое счастье познакомиться с Николаем Ивановичем Ильминским. Яковлев мечтал о просвещении инородцев, о поднятии их духовно-нравственного уровня и материального благосостояния, но у него не было ясной, определенной и последовательной программы действий. Н.И. Ильминский открыл перед молодым человеком широкие горизонты, указал великие цели и надёжные пути их достижения, утвердил на выбранной дороге, укрепил силы и вдохнул свою непоколебимую силу и воодушевление.
С этого времени И.Я. Яковлев полностью посвятил себя просветительской деятельности и стал заниматься обучением не только чувашских детей, но и детей других губерний. В то время велико было и стремление самих крестьянских детей учиться.
Ещё обучаясь в землемеро-таксаторских классах, Иван Яковлев познакомился с книгами на чувашском языке и убедился, что они недоступны и непонятны простым чувашам, потому что чувашские слова, написанные русскими буквами, часто теряли свой истинный смысл. Яковлев понимал, что нужно усовершенствовать алфавит чувашей. Вплотную к составлению алфавита он подошёл в университете, когда, обучаясь, консультировался у опытных филологов, языковедов. Позднее они оказали ему практическую помощь в разработке нового чувашского алфавита.
С учётом опыта предшественников, И.Я. Яковлев со своими помощниками и единомышленниками создал в 1871 году ныне существующий новый алфавит.
В дальнейшем Яковлев выпустил десятки учебников: по истории, естественным наукам, медицине, сельскому хозяйству, а также художественных книг на родном языке. С его именем связано возникновение и становление чувашской художественной литературы.    
Помимо работы по культурному просвещению народов Чувашии, а также разработки чувашской письменности, Иван Яковлевич славился и как распространитель христианства среди крестьян. Он был убеждён в том, что отрыв чувашей от язычества и вовлечение в христианство способствует сближению их с русским народом, привитию им более высокой, как он пишет, «русско-христианской» культуры, а также сохранению их как народности.
 
В августе 1875 года Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, объединявшего Симбирскую, Самарскую, Саратовскую, Казанскую, Астраханскую и Вятскую губернии. В них он обязан был открывать новые школы, преобразовывать существующие.
В Поволжье им открыто множество школ в самых глухих уголках. А что значило во времена Яковлева организовать хотя бы одну сельскую школу? Финансовые трудности, преодоление бюрократизма чиновников, вот с чем связано каждое такое мероприятие.

Иван Яковлевич Яковлев был не только талантливым педагогом и воспитателем, но и крупным общественным деятелем. Так для крестьянского населения им были организованы кружки трудовой помощи, бесплатные библиотеки, школьные и общественные столовые. Кроме этого, Яковлев много сил приложил для того, чтобы устроить в школу детей-сирот. И.Я. Яковлева знали по всей России.
Таковы результаты более чем полувековой общественно-политической деятельности И.Я. Яковлева, посвятившего свою жизнь национальному подъёму родного народа, всемерному сближению его с великим народом, приобщению к его культуре.
Опыт трудового воспитания, подготовки учителей для сельских школ, ряд других принципов и приёмов педагогической системы И.Я. Яковлева вполне приемлемы и в наши дни.
 
И.Я. Яковлев оставил «Завещание чувашскому народу» - своего рода кодекс нравственных правил.
 - Обращаюсь к вам, друзья и родичи мои чуваши. Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в бога.
С верой в бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле.
Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним
Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью.
Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье - защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.
Да сохранит и да обережёт вас Бог в жизненных путях ваших.
В каждом слове «Завещания чувашскому народу» - уникального человеческого документа ощущается биение беспокойного сердца умудрённого жизнью патриарха, озабоченного судьбой соплеменников. Просветитель народа, глубоко сознавая свою историческую миссию как волю бога, стремился поставить сородичей на путь нравственного очищения и прогресса.
Благодарные потомки чтят память о И.Я.Яковлеве. день его рождения – 25 апреля – ежегодно отмечается в Чувашской республике и во многих регионах России как День чувашского языка. Знают чувашского педагога-просветителя и за рубежом. Учёные Венгрии, Германии, Австрии, США, Англии и других странах написали о нём немало работ.
В отечественной и зарубежной литературе И.Я. Яковлев является самым признанным и непревзойденным учёным и выдающимся деятелем культуры из чуваш. Его же имя находится на первом месте и по числу изданных о нём работ как в нашей стране, так и за границей.
Умер Иван Яковлевич Яковлев в Соломенной Сторожке 23 октября 1930 года от миокардита и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, на северной стороне.

 Иван Яковлевич Яковлев прожил трудную жизнь, не раз сталкивался с безграничной властью крепостников и чиновников, в то же время он постоянно видел самоотверженный труд и доброту простых людей, был свидетелем тесного общения чувашей с русскими, татарами, мордвой и другими народами.
В заключение хочется привести небольшую выдержку из книги И.Я. Яковлева «Моя жизнь»: « Однажды около нашей деревни на другой стороне реки расположился табор цыган. Я с семьёй Пахомовых (чуваш) и с кем-то из русских пошёл бродить по табору. Старая цыганка, взяв мою руку и разглядывая её, сказала по-русски: «Большой будешь человек. Далеко пойдёшь». Думаю, есть все основания полагать, что слова гадалки оказались вещими.

Вторая страница устного журнала посвящена народной фольклорной группе «Нарспи». Наша фольклорная группа на протяжении 44 лет радует зрителей своим творчеством. Знают е не только в нашем селе, районе, но и даже не только в области, но и других регионах нашей России. Благодаря ей сохраняются многие традиции и обычаи нашего села.

Третья страница о молодых преемниках фольклорной группы «Нарспи». Это детская фольклорная группа «Шурампус» - достойные продолжатели традиций. За эти годы неоднократно менялся состав группы, но всегда в ней поют люди неравнодушные к своим корням, своей истории, своим традициям.
 

Просмотров: 18 | Добавил: vignashkino | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar