Третий век Игнашкино.
Изучая краеведение, немаловажная роль принадлежит топонимике. Анализ географических названий помогает уяснить особенности природы, хозяйства, населения, исторического прошлого своего края; кроме того, обращение к названиям создаёт ассоциации, необходимые для более глубокого понимания событий и фактов, анализирует интерес к своим местам.
Живут в Верхнеигнашкино одной семьёй люди разных национальностей. Коренным народом являются чуваши. На протяжении многих лет сохраняются песни, традиции, обряды, которые передаются из поколения в поколение.
До наших дней дошло предание о том, что сёла – Пронькино Сорочинского района, Яшкино и Игнашкино Грачёвского района основанные беглыми братьями чувашами – Прокопием, Яковом и Игнатом, пришедшими в наши места ещё в 1709 году. Это были первые земледельцы, поселившиеся рядом с кочевыми и полукочевыми башкирами.
В 1914 году это придание записал потомок первых поселенцев Николай Епифанович Воронцов со слов старожилов села Старояшкино Сергея Васильевича Воронцова и Афанасия Ефимовича Ратникова. Если верить преданию, то Пронькину, Страрояшкину, Игнашкину исполниться в 2013 году 304 года, то есть они старше города Бузулука на 27 лет и города Оренбурга на 34 года.
Наши предки – чуваши.
По рассказу старожила села Трофимова Николая Григорьевича 1925 г.р. село зарождалось так...
Стихийное заселение присамарских земель начиналось задолго до закладки здесь крепостей. Покорение Иваном Грозным ханства и взятие Казани в 1552 году открыло путь в заволжские земли. Крепостные крестьяне, спасаясь от гнёта и насилия помещиков, рискуя жизнью, бежали за Волгу на новые земли, создавая поселения и вооружённые отряды для защиты от набегов кочевников. В неурожайные годы они, чтобы не умереть с голоду, сами становились разбойниками, совершая набеги на стойбища кочевников и на караваны с товарами. Ещё в ХVI веке здесь по левому берегу Самары, через «Дикое поле» проходил торговый караванный путь, по которому Россия вела торговлю с азиатскими странами.
Бежавшие крепостные крестьяне русские, чуваши, мордва были первыми земледельцами, которые начали поднимать и осваивать девственные степи этих районов. Плодородные земли, нетронутые леса и реки, богатая флора и фауна привлекли внимание дворян – офицеров служащих в этих крепостях. Получив от властей решение, они переселяют сюда своих крепостных крестьян.
Царь Пётр I собрал своих подданных на войну со шведами. Братья чуваши во главе с Яковом бежали от этого набора. Они не пожелали пойти на подневольную и непонятную войну. Все брать по возрасту подлежали этом набору. Игнат и Прокофий были уже женатыми.
Сложили они самое необходимое для новой жизни от семян до топора и тайком двинулись по реке Самаре. Дошли до устья реки, вливавшуюся в Самару, и по левому берегу повернули на восток. Поднялись по речке и выбрали место для жилья на речном берегу возле глиняного холма. Все одобрили выбранное место: и речка родниковая, рыбой богатая, и дичи всякой со зверьём вдоволь, землица чёрная и жирная, вокруг дубовый лес стоял. Это было в мае 1709 года, примерно за полтора месяца до Полтавского сражения.
Наскоро поставили шалаши, вырыли землянки. Дикие травы пожгли, землю вскопали лопатами. Засеяли принесёнными семенами – ячменём, горохом, поближе к речке посадили огород: огурцы, капусту морковь, лук.
Промышляли охотой, рыбалкой. Женщины собирали ягоды. Из лыка плели лапти, вили верёвки, из береста делали лукошки, плетёнки. За лето один из братьев в Самару сходил. Осенью собрали первый урожай.
По описанию (газета «Призыв» № 51 от 12 мая 1992 года) братья с семьями добрались до здешних мест пешком. А может они выехали на лошадях, запряженных в телеги. Всё необходимое для жилья на новом месте сложили в подводы.
Обосновавшись на новом месте, братья, конечно же, побывали на прежнем месте жительства. Пригласи на новые места родных, друзей и всех желающих. История не сохранила, из каких они мест, кроме того, что они из самарской губернии. Были ли они государственными крестьянами и бежали от власти, или были крепостными крестьянами у деспота помещика и бежали от его гнёта. Но ничего не известно о связи переселенцев со старым местом жительства. Но одно ясно – они были крестьянами земледельцами.
Игнат и Пронька решили отделиться от Якова. Игнат вернулся к Току. На крутом изгибе реки у холмов место укромное себе с дружками облюбовал. Пронька, чтобы со старшими братьями быть рядышком, тоже далеко не подался, в каких-то десяти верстах за дубовым лесом на берегу озера со своими определился. Эти деревни, названные по именам братьев, по-прежнему роднятся.
Игнат со своими, сперва поселился на холме у изгиба реки Ток. Но тут их строения зимой сильно заносило снегом, постоянно мела метель. Очень глубоко залегали подземные грунтовые воды. Невозможно было вырыть колодцы. Они вынуждены были переселиться к подножью холма. Но там рос лес. Им пришлось пилить деревья, очищать место для строительства дома. При строительстве надворные построек, дубовые деревья они пили на нужную высоту и оставляли как столбы для стройки.
Постепенно лес вырубили, построили село, которое стоит и сейчас. На востоке оно доходит до болотистого места – «Креметь», с юга находятся луга и лес, которые заливают весенние поводковые воды. На севере село прижимают к реке горы, а на западе они, почти доходят к реке. Поэтому в селе нет прямых широких улиц. Все закоулки, кривуши застроены домами.
Но жизнь чувашей была тяжёлой, трудной. Земля была основной кормилицей крестьянина. Пахали землю сохой. Сеяли, вручную разбрасывая семена. Бороновали деревянными боронами. Выращенный хлеб жали серпами. Снопа молотили цепями – палками. Зерно очищали ветром. Травы косили ручными косами. Все работы проводили вручную, возили на лошадях и быках.
Дома в основном строили их самана. Потолки были из жердей обмазанные глиной. Полы так же были глиняными. Дома и хозяйственные постройки были крыты соломой. Вся родня и друзья в званый день строили дом одному, потом так же другому.
Для освещения помещения пользовались лучиной. Одежда была самотканой, сшитая из конопляного холста собственного изготовления. Летом ходили в лаптях, сплетённого из лыка, зимой в валенках и шубах из овчины.
Порой в одном доме жили по три- четыре семьи численностью 20-30 человек. По очереди снохи дежурили в доме. Дети спали на полу на соломе. Ели из одной большой глиняной чашки. Страшим в доме, был самый старший в роду.
Крестьянские дети до 2-х летнего возраста росли в люльках, подвешенных к потолку. В страдную пору всегда брали собой и люльки подвешивали к поднятым оглоблям. Их нянчили подростки, а когда дети спали, они помогали родителям. В страдную пору особенно тяжело было женщинам. Они ухаживали за детьми, готовили обед в поле и работали вместе с мужчинами.
Часто в селе были пожары, неурожайные годы, которые приводили в полное разорение крестьянские хозяйства. Так, в зиму 1921 году и весну 1922 года полсела вымерло от голода. Некому было хоронить людей, тела умерших сваливали в одну общую яму.
Спасая, от голодной смерти детей в 1921 году, американские квакеры организовали питание школьников. Детей кормили один раз. Паёк состоял из одной тарелки соевого, фасолевого или горохового супа, стакана кофе и 200 гр. белого хлеба. Хлеб выдавали два раза в неделю. Чтобы паёк не отобрали, детей родители встречали в школе.
Богатых семей в селе было мало. Наёмный труд применялся только на сезонных работах. Занимались кустарным ремеслом, гнали дёготь, жгли уголь, выделывали кожу, валяли валенки. Некоторые занимались извозом товаров в Бузулук, Сорочинск, Оренбург.
Хотя чуваши были крещёными крестьянами, но не забывали и старую языческую веру.
Первый изгиб на реке Ток на окраине села называется «Чук кукри». Здесь по старому языческому обычаю приносили в жертву быка. Просили богов солнца, лесов, рек и озёр, ветра простить их согрешения и дарить хороший урожай благополучия для населения и скота, и большого приплода скоту.
Сюда собиралось всё население села. Варили мясо, кашу. Угощались и пили чувашское пиво «Сара» (моя мать Варвара Фирсовна 1891 г.р., ещё девчонкой была участницей этих жертвоприношений).
Изначально в селе Верхнеигнашкино жили чуваши Абрамовы, Абамусовы, Андреевы, Алексеевы, Афанасьевы, Борисовы, Васильевы, Гавриловы, Долгих, Егоровы, Еремеевы, Захаровы, Игнатьевы, Ивановы, Красновы, Кирьяковы, Максимовы, Николаевы, Осокины, Оспенниковы, Петровы, Рыбаковы, Семёновы, Советниковы, Сергеевы, Таляевы, Трофимовы, Филипповы, Фроловы, Уразаевы, Яровых, Ятросовы, Яковлевы.
Во время Пугачёвского восстания (1773-1775 гг.) основателя села Игната призвали в армию. Находясь в рядах царской армии, сражаясь с повстанцами, он погиб. Пока не подросли дети, главой семьи была его жена. Прямыми потомками Игната были: Игнатьев Пётр Никонорович, Семён Максимович, Тимофей Семёнович, Михаил Семёнович, Юрий Семёнович.
Кочевники башкиры пригоняли свои стада весной к берегам реки Ток, на богатые земли. Стада принадлежали баям. А пасли и охраняли стада пастухи, которые приезжали с семьями на всё лето. Начинали пасти с речки Камышла и осенью доходили до Грачей. За лето несколько раз меняли водопои, стойбища, где ставили свои юрты. Здесь жили жёны, дети, готовили еду. Осенью взрослый скот угоняли на продажу, а молодняк и маточное поголовье гнали не зимовку на юг в тёплые места. Поэтому реку, на берегах которых пасли скот, назвали Тук в переводе с башкирского – «сытная река».
Для укрепления юных границ Российское государство начинает строить крепости. Так в 1736 году на южных рубежах были построены Бузулукская, Сорочинская, и Тоцкая крепости. В 1743 году была построена Оренбургская крепость, впоследствии ставшая центром губернии. В крепости были утверждены заставы и разъезды, которые должны были ловить беглых крестьян и возвращать их помещикам. К этому времени чувашские поселения не считались беглыми, в 1795 году жителям этих деревень было нарезано по 15 десятин земли на каждую мужскую душу.
Богатая земля, нетронутые леса и реки, изобилие рыбы, дичи и зверья быстро привлекли внимание служивших в крепостях офицеров – дворян. Получив разрешение от властей, они и переселяют своих крепостных крестьян по рекам Ток и Боровка. До Пугачёвского восстания здесь насчитывалось уже до 20-ти – новых русских поселений. По данным 5-ой ревизии 1795 года в нынешнем Бузулукском и Грачёвском районах было 56 поселений крепостных крестьян с населением 9 тысяч человек обоего пола.
Несмотря на это сёла братьев – переселенцев долгое время остаются абсолютно чувашскими селениями. Вскоре на пустующие здешние земли потянулись и переселенцы из центральных губерний России. Так жители сёл Ероховка и Покровка переселенцы из Курской губернии, Грачёвка – Тамбовской губернии. Государственные крестьяне из Тамбовской губернии в 1836 году подселились в Старояшкино.
Для строительства домов и надворных построек на правой стороне Тока места не хватало. Они начали строиться на левой стороне реки, на незанятые весенние воды месте. Для связи между семьями в весенний паводок строили паромную переправу. Потом временный мост через Ток. До появления государственных органов управления волостей, высшим органом управления в сёлах был мировой сход, т.е. собрание членов общины. На сходе выбирали руководителей общины. Кроме земли общине принадлежали пастбища, сенокосные угодья, леса. Все вопросы их использования решала община.
- Я помню, наша семья выезжала на сенокос на Бабье озеро. Жили в палатках из холста или шалашах. Косили траву косами. Тут были все: и русские, и чуваши из сёл Игнашкино и Каликина. Сушили сено, копнили. Потом делили и развозили по домам. Каждая семья готовила еду отдельно на кострах. Мы дети, тоже ночевали там. Кто помогал, кто мешал работать взрослым, но были все под присмотром родителей.
Как считает, учитель – краевед Н. Г. Хлебников, русские подселились к чувашам на левую сторону Тока в том же 1836 году. Вражды между русскими и чувашами не было, но иногда бывали стычки. Подселившиеся русские тоже получили наделы земли. В 1910 году в Игнашкино, в самом большом селе Кузьминской волости насчитывалось 432 двора. В них проживало 1392 мужского пола и 1372 женского. Наделённой земли было 7636 десятин (Куйбышевский госархив). Построили и открыли церковь на левой стороне Тока в 1870 году, и Игнашкино стало селом. Только после октябрьской революции Русское Игнашкино стало отдельным селом.
Родное село в военные годы
В романе Иванова – Паймена «Мост» описание событий февральской революции 1917 года вымысел переплетается с «правдивостью», с тем, что было на самом деле.
Волостной центр в романе – Кузьминовка, но по нынешнему описанию это Грачёвка, большое базарное село, резиденция станового пристава. Но волостного центра в феврале того года здесь ещё не было. Вводятся в роман и действительно существовавшие активы борцов за советскую власть Осокин и Радеев с их подлинными фамилиями.
Вспоминая Октябрьскую революцию, старейшая жительница села Егорова Анастасия Петровна 1909 года рождения, рассказала: «Что не улучшилась жизнь чувашских крестьян после Октябрьской революции 1917 года. Стране нужен был хлеб для армии и горожан. Его можно было взять только крестьян. Проводимая политика военного коммунизма и продразвёрстка допускали изъятие у крестьян всего хлеба, включая семена. Опять наступили нищета и голод в сёлах.
Так было до 1923 года, до НЭПа (новая экономическая политика). НЭП был благо для крестьянства. Отменили продразвёрстку и ввели продналог. Крестьянин оставшееся зерно после расчёта с налогом, мог свободно продавать на рынке. Появилось желание вырастить зерна больше. Для этого нужны были машины. Крестьяне начали покупать кто что мог: плуги, бороны, сеялки и даже молотилки. Широкое развитие получила торговля и всякие ремёсла. Нелегко было крестьянину в этот период, потом что сельхозпродукция была дешёвая, а промышленные товары очень дорогими. Но, несмотря на это, у крестьян появилась своя техника. Даже дорогую молотилку купил Соснов».
В 1918 году в Верхнеигнашкино был избран первый сельский совет. И русские, и чуваши, большевики, в революцию и в гражданскую, вместе утверждали Советскую власть. Иванов Захар (отец писателя), Осокин Павел Анатольевич, Радеев Николай, Шубин Владимир – активные участники событий не только в своём селе, но и в волости.
А в апреле 1919 года Игнашкино оказалось в прифронтовой полосе. Главные силы армии Колчака, нацеленные на Самару и далее на Москву, были остановлены в весеннюю распутицу на реке Боровка. И здесь 73-я бригада Чапаевской дивизии под командованием И.С. Кутякова нанесла первые удары по 11-й дивизии белых, части которой трижды форсировали реку возле села Ждамировка, но были отброшены за реку. А через несколько дней, 28 апреля началось общее контрнаступление Южной группы войск Восточного фронта под командованием М.В. Фрунзе. О значении боёв на Боровке военный специалист Е.Л. Болтин писал: «Если бы этой дивизии удалось продвинуться на юг за реку Боровку, план М.В. Фрунзе по сосредоточению частей в районе Бузулука был бы сорван» («Волжская коммуна» от 19 января 1982 года).
От Боровки до Игнашкино не более 12-ти вёрст. Шум сражений доносился и до села. Бойцы – Чапаевцы из бригады Кутякова побывали в нашем селе и даже помогали сажать ребятам деревья.
После Октябрьской революции, когда по Декрету о земле народ стал хозяином земли, с особой силой проявилась «власть земли», стремление быть поближе к ней. Образовались посёлки Подгорная Мочаловка, Андреевка, Ильинка, Михайловка.
Осенью 1929 года началось массовое вступление крестьян в колхозы. В ноябре этого же года состоялось собрание в Верхнеигнашкино, на котором решили вопрос о переводе животноводческого товарищества на устав сельхозартели под названием «Канаш». В правление избраны Егоров Василий, Егоров Егор, Андреев Василий (областной архив Бузулукского филиала). В предвоенные годы образовался колхоз имени Фрунзе – зона Таллинского МТС.
В январе 1941 года было принято плановое задание по урожайности зерновых в колхозе имени Фрунзе – 11,7 центнера с гектара.
Весна 1941 года была дождливой и обещала хороший урожай, но грянула война, развязанная германским фашизмом, и те, кто сеяли, ушли на фронт.
В предвоенные годы в селе не было ни телефона, ни радио. Но утром 22 июня 1941 года в селе уже знали, что началась война. Поэтому на работу в поле не посылали, а велели собраться на митинг около школы.
К 10-ти часам население собралось...
Митинг открыл и сообщил о вероломном нападении фашистской Германии на СССР председатель сельского совета Максимов Егор Сергеевич. С резким осуждением фашистской Германии выступил директор школы Николаев Василий Филиппович. Выступали молодые колхозники, недавно отслужившие в армии. Заявили, что все встанут на защиту своей Родины, и что враг будет разбит.
Все надеялись, что война будет недолгой, как финская, и что скоро немцев разобьют, победят. «Всё для фронта, всё для победы над врагом» - таким призывом закончился митинг. Из военкомата привезли повестки и сразу
16-ть возрастов призвали в армию. На сборы давалось всего два часа.
Плачь, крики, слёзы, горькое расставание с жёнами и детьми, родными и близкими. На пароконных бричках мужиков повезли в военкомат. Таков был первый день войны в нашем селе. А потом долгие четыре года...
Остались в селе женщины старики и дети. И надо было жить дальше: выращивать хлеб, ухаживать за скотом, растить и учить детей, снабжать фронт всем необходимым.
В первую же зиму открыли курсы трактористов в селе. Направили на курсы молодых женщин, девушек и парней. Изучив трактор, они уже в посевную работали на тракторах. Долгих Анастасия Петровна, Филиппова Матрёна Ивановна, Ехиванова Евдокия Арсентьевна, Абрамова Матрёна Фроловна, Трофимова Раиса Григорьевна, Трофимова Лидия Николаевна, Захарова Таисия Сергеевна сели на трактора, заменив своих отцов, мужей, братьев.
До окончания войны каждую зиму в селе работали курсы по подготовке трактористов. И учились на них не только наши юноши и девушки, но и с других сёл, обслуживаемых Таллинской МТС. Преподавателем на курсах был механик МТС Игнатьев Семён Максимович.
В войну хлеб убирали прицепными комбайнами. Убирали ровные, большие площади и уезжали в другие колхозы. А маленькие поля, куски и отдалённые массивы колхозу приходилось не конных жнейках. Перевозили урожай на коровах, другое колхозное тягло в это время было занято на других работах. Поработав до обеда, коров распрягали кормить. Пастух пас их, гонял на водопой. В это время женщины обедали и немного отдыхали. Потом коров пригоняли, вновь запрягали и возили сноп до вечера. Вечером освобождали коров от ярма, доили и с молоком уходили домой. А коров пастух угонял пасти до утра. Утром пригоняли на стан к рыдванкам, хозяйки доили коров, молоко отправляли домой с ребятишками, которые приходили с ними. Молоко и картошка были основными продуктами питания в войну.
Давали, так называемое, общее питание, работающим в поле. Это были – хлеб, или мука, или жмых. Хлеб делили на пайки. Потом один из колхозников отворачивался, другой, указывая на пайку, спрашивал – кому? Отвернувшейся называл работающих, пока не перечислит всех. Если давали муку, её делили кружками, ложками и т.д. Жмых тоже крошили на куски и делили. Хорошо ещё если жмых подсолнечный или соевый, хлопковый невозможно было проглотить.
Выручал ещё огород. Сажали картошку, сеяли просо, пшеницу, выращивали свёклу, тыкву, огурцы и помидоры на своих огородах. Сеяли коноплю, потому что о покупке одежды и обуви даже думать не могли. И хотя это очень трудоёмкая работа, их конопли ткали холсты и шили себе одежду. Из лыка плели лапти. Плели их даже дети и женщины. Из лыка так же вили верёвки для себя и для колхоза.
Трудно было и заготовкой топлива на зиму. Делали кизяки из навозных куч, собранных из-под коров зимой. Дрова лесхоз не выписывал. Даже для заготовки чилиги лесник не хотел пускать людей в лес. В лесу всё же собирали кто, что может. Сухие сучья, чилигу, чапыжник рубили, пеньки корчевали.
Трудно было в военные годы с кормом для общественного и личного скота. Не было техники, тягла и людей для заготовки корма. Кормов всегда не хватало и поэтому, чтобы поддержать скот до выхода на пастбище, часто вскрывали крыши, крытые соломой, с конюшен, скотобаз, а иногда с крыш домов. Хотя это была дополнительная работа на лето, снова крыть крыши, но другого выхода не было.
Сена для коров колхозникам не выдавали, поэтому готовили сено, кто как может. Целый день работали в поле, а вечером, не распрягая коров, брали косы, несколько рыдванок и ехали на дальние луга. Колхоз не успевал скашивать травы и разрешал колхозникам косить для себя. Приехав, коров распрягали, спутав им ноги, чтобы далеко не ушли, а сами косили всю ночь. На следующую ночь копнили высохшую траву и опять косили. Потом высохшее сено грузили на рыдванки и везли домой. К рассвету приезжали в село, сено разгружали, кормили коров и – на работу в колхоз. А дома сено складывали дети, им помогали немощные старики и старухи.
Трудно, тяжело было. Трудились день и ночь. Надеялись, что наши солдаты победят врага, закончиться война и наступят лучшие времена. Война закончилась, но многие с неё не вернулись 279 человек, ушло на фронт из нашего села, 177 из них не вернулось с поля боя. Их имена увековечены на обелиске, в центре села.
Верхнеигнашкино послевоенные годы
После войны в различных организациях, в том числе и МТС, появились автомашины. Во время уборки закрепляли эти машины за колхозом, и они вывозили зерно в Бузулук. Весов для взвешивания автомашин не было и с автомашинами отправляли представителей колхоза. Потом в колхозе построили автовесы, машины взвешивали, шоферу выписывали накладную, и он вез и сдавал зерно.
Правительство приняло решение и в колхозы на уборку начали присылать автоколонны из разных городов. У нас, в колхозе имени Фрунзе работали московские, ленинградские шофера, и военные. В 1956 и в 1968 годах, за перевыполнение плана сдачи зерна государству наша область была награждена орденами Ленина, в этом есть заслуга и наших колхозников. В колхозе расширили посевы зерновых, начали применять органические и минеральные удобрения, химическую защиту растений. Вернувшиеся домой фронтовики дружно взялись за восстановление пришедшего в упадок хозяйства. На стареньких ХТЗ, У-2 стали работать трактористами Гаврилов П. М., Игнатьев В. А., Алексеев К. С., Яковлев В. Я., Егоров И. Т., Васильев П. П., Пашков Е. Г., Котельников В. С. Бригадирами тракторных бригад стали Гаврилов И. Ф. и Игнатьев С. Т.
Плотницкая строительная бригада заменила плетневые животноводческие базы на базы из деревянного заборника, строила новые базы.
В 1949 году колхоз имени Фрунзе разделился на три колхоза: 1 бригада со своим и землями стала колхозом «Память Ильича» - председателем стал Ахтямкин Федор Осипович. Остальную землю разделили